На бал люди приходили одетыми
парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от
десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в
руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера
лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану
фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров
мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы
одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только
военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.
Дамы и девушки одевались в платья по
последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли
выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24
января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все
присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились
белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью
подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток
считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например,
беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна
была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были
подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным
количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.
Покрой бальных платьев зависел от
моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком
покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных
украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно.
Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф
Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр.
В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила
княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к.
императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня
немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было,
супружеская пара вынуждена была покинуть театр.
Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и
девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в
руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным
атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте,
можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече
партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на
своем месте.
Приезжали на бал, как правило, с
небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись
к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой
небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу
века эти книжечки стали выдавать на балах.
Кроме танцев и обеда на балах гости
развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными -
например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с
бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".
В течение месяца после бала гости
должны были нанести хозяевам визит вежливости.
|