Начинаем цикл статей, посвященных истории проведения различных балов. Для удачного исполнения своей роли, каждый должен проникнуться атмосферой столь прекрасного мероприятия и знать о нем как можно больше! Балы в 19 веке были излюбленным
развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже
крестьянской. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и
возможностями. К княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург, к
мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось
балом. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал
три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не
буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о
том, что было на балах.
Любой бал начинался с приглашения. Адресаты
должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет.
Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать
ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в
6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали
прочие бальные условности.
Незыблем был распорядок бала. Гости
начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти
или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал
открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были
принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь
просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда
исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались
вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый
кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла
попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников
и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они
снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за
стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее
вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в
конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.
С вальса только начинался бал, а за
ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер,
падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок,
и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль,
затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев,
как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам
заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они
танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись
наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после
мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться,
пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за
небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией.
Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и
прочими горячительными и прохладительными напитками.
В обязанности кавалеров, входило,
чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам
и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке,
театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого
выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие
короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После
всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество
разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на
концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали
через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками
мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было,
скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему
телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»
|